15 декабря 2012 года в Белом зале Европейского университета в Санкт-Петербурге состоялась презентация второй книги из серии Extra Jus "Как судьи принимают решения: эмпирические исследования права"
Мероприятие прошло в рамках "ВДНХ-VI" - "Выставки достижений научного хозяйства".
Согласно опросам, уровень доверия к судебной власти в РФ невысок. Как следует из данных фонда «Общественное мнение», в текущем году положительно оценили работу судов и судей 24% опрошенных. Отрицательно — 40% респондентов. Среди граждан, имеющих опыт обращения в суды, доля негативно настроенных составила 55%. С учетом лиц, обращавшихся в суды более одного раза, этот показатель больше, около 62%. Доля доверяющих служителям Фемиды не выше 25%.
Чтобы развиваться, государство должно в первую очередь обеспечить независимость судебной системы.
Есть ли выбор у российского судьи: как провести процесс, сколько времени потратить на дело, какое решение принять? Вопрос, кажется, риторический. Формально конституция гарантирует судам независимость, однако реальная практика противоречит букве и духу закона. Большинство законодательных преобразований последнего десятилетия привели, как ни парадоксально, к ограничению свободы судей. Их независимость ограничивают также бюрократическое устройство судебных учреждений и политика отмены приговоров в вышестоящих судах. Институт проблем правоприменения, входящий в состав Европейского университета в Санкт-Петербурге, в течение последних двух лет подробно изучал действующую судебную систему (авторы проекта: Вадим Волков, Кирилл Титаев, Элла Панеях, Михаил Поздняков). Специалисты института провели 28 экспертных интервью с судьями в шести регионах России, а также анкетный опрос 760 судей в пяти регионах и проанализировали, в том числе статистически, судебные решения и публикации в профильных СМИ.
Всякий, кто хоть раз собирал икеевский шкаф или готовил селедку под шубой, знает, что очередность действий имеет значение. Точно так же она важна и в реформе полиции. Повышаем ли мы зарплаты сначала, а затем увольняем половину сотрудников или делаем наоборот — результат одинаковым не будет. От перемены мест слагаемых сумма меняется. Но, как показывает исследование полицейских реформ в странах Восточной Европы, реформаторы об этом часто забывают.
С 1 ноября Роскомнадзор начал свою деятельность по блокированию в интернете доступа к сайтам, содержащим запрещенную информацию. Заработал «портал» по адресу http://zapret-info.gov.ru для приема сообщений граждан и ведения публичного реестра запрещенных сайтов. За прошедшие две недели Роскомнадзор заблокировал 41 сайт, заставил еще пару сотен держателей убрать какой-то предположительно запретный контент и добился потрясающего побочного эффекта: резкого роста массовой осведомленности пользователей рунета о средствах обхода блокировок сайтов, сокрытия собственной активности в интернете, о разнообразных анонимайзерах, VPN-тоннелях, средствах доступа к подпольной анонимной сети TOR, якобы неподвластной спецслужбам, где процветает торговля оружием, наркотиками и прочей жутью.
Институт проблем правоприменения в своем докладе утверждает: шансов на справедливое судебное разбирательство у россиян почти нет.
Санкт-Петербургский Институт проблем правоприменения и правозащитники из Комитета гражданских инициатив подготовили доклад, посвященный правоохранительной деятельности в РФ. Главный вывод, который сделали авторы: сложившаяся на практике система не сможет и не захочет устанавливать истину. По их словам, судебная система превратилась в машину, штампующую приговоры. Постсоветскую модель правоохранительной деятельности назвали репрессивной. Авторы в докладе обращаются к властям, призывая к реформам.
Институт проблем правоприменения (Санкт-Петербург) при участии правозащитников из Комитета гражданских инициатив подготовил доклад о правоохранительной деятельности в России. Основной вывод авторов неутешителен: на законодательном уровне и в соответствии со сложившейся практикой система не может и не хочет устанавливать истину. Она превратилась в машину, которая штампует приговоры. Шансов на справедливое судебное разбирательство у гражданина России практически нет. Постсоветская модель правоохранительной деятельности названа нерезультативной и репрессивной. Авторы доклада призывают отказаться от этой модели, начав с реформы полиции. Смысл в том, чтобы повысить к ней доверие и сократить количество полицейских.
Объявленная с приходом министра Владимира Колокольцева очередная реформа МВД как системное начинание пока не поддается оценке. Работа в самом начале — «дорожная карта» опубликована, но как она изменится в пути от документа к конкретным мерам, предугадать сложно. Однако нельзя не отметить изменение некоторых направлений политики, общей манеры поведения руководства МВД.
Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге вместе с фондом Алексея Кудрина "Комитет гражданских инициатив" опубликовали первые 5 глав доклада о юридической системе в России. Исследование, законченное в октябре 2012 года, выложено на сайте института 1 ноября.